Под символом ромашки

День семьи, любви и верности — российский праздник, который отмечается 8 июля и приурочен ко дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии, покровительствующих семье и браку в православной традиции.

Идея праздновать в России день семейных ценностей возникла в городе Муроме Владимирской области еще в середине 1990-х годов, но в праздничный календарь этот праздник внесли только в 2008 году.

С самого детства в сказках мы встречали трогательное высказывание: «Жили они долго и счастливо и умерли в один день». Оно позаимствовано из известной повести, которую дети изучают еще в начальных классах школы. Произведение, ставшее памятником древнерусской литературы, было написано в XVI веке. В его основу были положены устные муромские предания. Главными героями в повести выступают Петр и Феврония Муромские – благоверные супруги, которые своей жизнью показали главные духовные ценности. История их любви прошла через несколько веков, не затерялась среди других произведений и не забылась. Именно она положила начало светлому празднику — Дню Петра и Февронии (День семьи, любви и верности).

Символом праздника стала ромашка. В день празднования плетут венки из ромашек, дарят букеты ромашек и «февроньки» — открытки с изображением ромашек или других символов семьи. Важная часть мероприятий 8 июля — вручение медали «За любовь и верность», учреждённой Организационным комитетом по проведению Дня семьи, любви и верности в Российской Федерации. На реверсе награды изображена ромашка, аверс украшен ликами Петра и Февронии и девизом «За любовь и верность семье». Награды удостаиваются пары, живущие в браке более 25 лет, «получившие известность среди сограждан крепостью семейных устоев» и «воспитавшие детей достойными членами общества».

Как известно любая семья начинается с ритуала, обряда или как принято говорить у нас в России со свадьбы. Свадьба — это такой праздник, который хочется оставить в памяти навсегда. И самым распространенным средством сохранения этой памяти стала свадебная фотография. Свадебная фотография – начало семейной истории. А история свадебной фотографии берет свое начало практически в одно и тоже время с появлением фотографии. Первая половина 19 века — время зарождения свадебной фотографии и впереди ей предстоял долгий путь развития до того уровня, какой все мы ее знаем сейчас.

Только главная идея осталась неизменной – сохранить на память прекрасные моменты свадебного торжества любви. Истоки жанра свадебной фотографии мы видим в классической живописи. Известно, что во все времена молодоженам хотелось запечатлеть себя, чтобы потом их потомки смогли увидеть их молодыми, красивыми и счастливыми. Но только очень состоятельные пары могли позволить себе заказать свадебный портрет художнику. Если присмотреться, то можно заметить, что многие сегодняшние постановочные свадебные фотографии напоминают нам о классических живописных работах. Поэтому не будет ошибкой сказать, что жанр свадебной фотографии зародился еще до изобретения фотоаппарата. Любопытно, что из дошедших до наших дней первых фотоснимков середины 40-х годов XIX века многие изображают именно молодоженов. Один из самых известных снимков того периода — свадебное фото королевы Виктории и принца Альберта, сделанное английским фотографом Роджером Фентоном, датированное 1840 годом.

Самые первые свадебные фотографии снимались исключительно в фотосалонах и студиях. Фотооборудование было тяжелым и громоздким, соответственно, его невозможно было использовать за пределами специальных помещений. Поэтому о фотосъемке всего свадебного дня в те времена речи не шло. Для получения фотоснимков молодой паре приходилось набраться терпения и простоять неподвижно перед объективом камеры несколько десятков секунд. Часто фотосессия проходила даже не в день свадьбы — в этом случае жених и невеста могли быть одеты не в свадебные наряды, а в лучшую выходную одежду. Каждое фото могло получиться лишь в одном экземпляре, соответственно, если молодожены хотели несколько фотографий, всю процедуру приходилось повторять заново.

Несмотря на появление технологии производства цветных фотографий, это произошло в начале ХХ столетия, свадебные фотографы предпочитали работать в черно-белой технике. Слишком несовершенными оказались первые материалы для цветного фото, краски быстро выцветали и становились блеклыми. Эксперименты с цветом продолжались в других жанрах, а свадебные фотографии по-прежнему оставались преимущественно черно-белыми — до начала 30-х годов. Ситуацию изменило появление кино- и фотопленок немецкой фирмы Agfa, качество которых оказалось на порядок выше всего, что выпускалось до этого. Революционной в развитии свадебной фотографии считается вторая половина 40-х годов, когда после окончания Второй мировой войны количество бракосочетаний в мире выросло в разы. Это было вполне объяснимо: вернувшиеся с войны мужчины спешили создать семьи и наконец-то начать спокойную, мирную жизнь. Соответственно, работы прибавилось и у фотографов.

Многие военные фоторепотеры переключились на съемку более радостных событий. Были и энтузиасты-любители, которые выясняли, где состоится в ближайшее время свадьба, являлись на торжество с фотоаппаратом и снимали, рассчитывая продать фотографии новобрачным, подчас за весьма привлекательную стоимость. Разумеется, мало кто отказывался от такого предложения (несмотря на то что качество работ часто было далеким от идеала). Стоит заметить, что многие любители со временем выросли в профессионалов, настоящих мастеров жанра свадебной фотографии, стараниями которых тысячи семей сегодня имеют домашний свадебный фотоархив.

Именно в конце 40-х — начале 50-х годов в дополнение к классическому, постановочному стилю свадебной фотографии появился репортажный стиль — хронологическая съемка всего, что происходит на свадьбе, когда фотограф не вмешивается в процесс, а лишь фиксирует важные, торжественные, эмоциональные и живые моменты. С развитием фототехнологий в 1950-70-е годы фотопленки становились дешевле, количество кадров в кассете возросло с 12 до 36, а появившаяся в 1960-е годы электронная фотовспышка оказалась способна работать неограниченное количество раз, в отличие от своих предшественниц, которые могли «вспыхнуть» всего 1-4 раза. Все это позволило фотографам работать уже, к примеру, не только на венчании или регистрации, но и на прогулке, и на свадебном банкете, снимая свадьбу «от и до». Свадебная фотография становится индустрией, в которой оказываются, заняты тысячи людей. В Америке и Европе появляется целое направление — свадебная фотожурналистика. В СССР свадебная фотография до начала 1990-х годов была представлена в основном штатными фотоуслугами в ЗАГСах (традиционные, постановочные кадры), поскольку частное предпринимательство было запрещено. Но активное развитие фотолюбительства в 1960–70-е годы привело к тому, что свадьбы часто фиксировались на фотопленку руками все тех же энтузиастов-любителей. Таким образом, и в нашей стране зародился репортажный стиль.

Еще одним революционным моментом в развитии свадебной фотографии стало появление цифровых технологий съемки. Первые цифровые фотокамеры, поступившие в продажу в начале 1990-х годов, были достаточно дорогими, да и компьютеры, без которых цифровую фотографию не обработать, были еще слабоваты. Но технологии стремительно развивались, и уже в конце 1990-х у женихов и невест появилась альтернатива: выбрать традиционную фотосъемку на пленку или же на «цифру». Программное обеспечение для обработки фотоизображений открыло практически безграничные возможности для фотографов: цифровое фото можно сделать и цветным, и черно-белым, и обработать под ретро, и положить любые спецэффекты, из них можно делать коллажи и постеры. Современные технологии дают фотографам такую свободу в творчестве, о которой их коллеги из XIX века не могли даже мечтать.

Дорогие ДРУЗЬЯ! Приглашаем вас просмотреть виртуальный фотоальбом «Под символом ромашки» или «Семья — начало всех начал», посвященный Дню семьи, любви и верности.