Методические материалы

image222

Краткая справка об истории здания Дома культуры города Ипатово Ставропольского края

 

В самом центре села Ипатова стояла красивая церковь Престола Рождества Пресвятой Богородицы.

В тридцатые годы двадцатого столетия здание церкви разрушили и из материала этой церкви начали строительство здания Дома культуры.

1 2

Здание было построено в течении 1934- 1938 года, методом народной стройки, т.е. здание церкви разрушали, всё перевозили на подводах, на тачках прямо напротив церкви и строили новое здание.

3

Первоначально оно называлось – здание Политпросвета. Это было самое красивое и большое здание в районе. Здание имело «П» образную форму. Западная часть – ( ныне здание Дома культуры) и восточная часть ( здание кинотеатра « Октябрь» соединялись фасадом. В нём проводилась вся политическая, идеологическая и культурно – массовая работа с населением.

4

В июле 1941 года в село Ипатово прибыл эвакуационный госпиталь № 1749 из города Кривой Рог, в котором на излечении находилось около трёхсот бойцов и командиров Красной армии. Этот госпиталь расположили в здании Политпросвета.

Во время оккупации Ипатовского района село бомбили. Одна из бомб была сброшена на здание Политпросвета, часть фасада и западная часть здания были сильно разрушены, всё здание сгорело.

5

Западную часть смогли восстановить лишь к 1953 году , открыв его к 7 ноября и он начал выполнял функции районного Дома культуры.

Восточную часть здания восстановили в 1958 году. Это здание стало кинотеатром «Октябрь».

Ремонт здания Дома культуры, который провели в те годы, морально устарел и было принято решение о проведении нового ремонта. Он обошёлся в 70 миллионов рублей, проводили его в течении 3-х лет, 2012 – 2014 г.г.

В настоящее время это красивое, современное здание находится в самом центре города Ипатова и является зданием « Ипатовской централизованной клубной системы».

 

 

Из глубины веков

Город Ипатово расположен на левом берегу реки Калаус. Название реки имеет тюркское происхождение (тюрк. «кала» – «крепость», «город»). На ногайском языке название звучит «Кылавыс» (из «кыл» – волос, струна, в значении тонкий, узкий и «авыс» – переправа). На кабардино-черкесском языке Калаус назывался Бавуко — «плодородная, богатая долина». По реке проходил Мисимианский путь Великого Шёлкового Пути. Также по правой стороне реки проходила граница татарских поселений Золотой Орды. Река Калаус берёт начало на Султанских высотах, со склона горы Брык, протекает по Ставропольской возвышенности, является левым притоком Западного Маныча. Общая длина реки Калаус 436 км, расстояние от устья до впадения в Западный Маныч 141 км, средний уклон 0,0015, ширина русла достигает 40—50 м, глубина до 1,5 м, скорость течения 1-2 м/с. Калаус имеет 81 приток с общей протяжённостью 936км. Водосборная площадь— 9700 км². Питание реки смешанное: родниковое, снеговое, дождевое. Высота весеннего многоводья над меженью достигает от 2,5 до 2,6 м. Ширина долины колеблется от 50 до 100 м. Берега крутые, обрывистые, кое-где высота достигает 15 м. Это самая мутная река в крае и третья по мутности река в России, в одном кубическом метре находится до 8 кг твёрдых частиц. За время своего существования образовала на Ставропольской возвышенности Прикалаусские высоты.

Первоначальное название поселения – Чемрек. Но учитывая, что название поселения «Чемрек» в архивных документах не встречается, следует считать, что название «Чемрек» всё-таки не первоначальное, а народное. По преданиям жителей поселение было названо по имени ногайского князя Чемрека, погребённого в одном из курганов в окрестностях поселения. Благодаря историческим и этнографическим исследованием авторов XIX – начала XX вв.- А.П. Архипова, А.И. Твалчрелидзе, С.В Фарфоровского и Г. Ананьева широкому кругу любителей истории было известно об освоении в Новое время территории Ставропольской возвышенности и ряда территорий на севере и востоке края ногайскими племенами. Исторические повествования о г. Ипатово (с. Винодельное, Чемрек) и территории Ипатовского района основываются на периоде XIX-XX вв. Теоретические исследования древности и предположения не были подтверждены археологическим материалом. Археологических исследований более ранних периодов на территории Ипатовского района не проводилось, хотя название реки и наличие целого ряда курганов, расположенных в окрестностях города, давало повод для более глубокого изучения истории этой местности.  В 1998 г. начались раскопки могильника Ипатово-3, который состоял из 8 курганов, расположенных в 1 км от въезда в южную часть г. Ипатово. Учёные-археологи предполагали наличие в нём ценного исторического материала. Основанием для этого служили результаты раскопок Золотарёвского кургана.  Эти курганы подлежали раскопкам как объекты, включенные в охранную зону строительства нефтепровода «НПС Комсомольская-Черное море». Раскопки проводились экспедицией ГУП «Наследие» министерства культуры Ставропольского края (директор А.Б. Белинский, начальник экспедиции А.А. Калмыков).  Ещё до начала проведения работ при осмотре самого крупного кургана, получившего название Большой Ипатовский курган из-за своих внушительных размеров, у подножия был обнаружен фрагмент ручки амфоры, датируемый ранним железным веком. В результате многомесячных исследований в кургане было обнаружено 195 захоронений и выделено 11 насыпей. Из них 34 погребения относятся к эпохе бронзового века, 3 – к эпохе раннего железного века, 151- к периоду нового времени, составляя внушительное кладбище ногайцев накануне появления русского населения в этих местах. Пять могил связаны с недавним прошлым или хронологически неопределимы. В целом в кургане обнаружены погребения всех возрастных групп людей, за исключением женских в возрасте 18-24 года и мужских в возрасте 13-17 лет. Результаты раскопок превзошли самые смелые ожидания. И если проведение раскопок заняло 12 месяцев, то описание работ, изготовление рисунков, фотографий, чертежей и реставрация уникальных изделий заняло 3 года. Исследования носили комплексный характер: в ходе раскопок отбирались пробы грунта раскопов с целью проведения анализа климатических и почвенных изменений, проводились палеозоологические исследования, половозрастные определения костных останков людей, определялся возраст захоронений путем радиоуглеродного анализа. Археологический материал Большого Ипатовского кургана был очень объёмен и насыщен в информационном плане, в связи с чем было принято решение о введении его в научный оборот по частям, что имеет долговременную перспективу. Последовательность исторических культурных трансформаций, запечатлённых в насыпях Большого Ипатовского кургана, находит очевидное отражение в динамике климата, т.е. глобальные климатические изменения соответствовали динамике культур степного населения. Древнейшее погребение(№187) по обряду тяготеет к энеолиту, относится к местным немайкопским племенам, датируется ранним бронзовым веком (XXXV- XXXIV век до нашей эры). Уникальность следующего по хронологии парного погребения ямно-майкопской культуры (XXXIV-XXXIII век до нашей эры) заключалась в самой форме погребения и наличии антропоморфной стелы, символизирующей божество. Эта находка значительно расширяет к востоку распространение проявлений первобытной скульптуры и связанных с ней мифологических представлений. Ранее они ограничивались Северным Причерноморьем.

В погребениях №32 (XXXIII век до нашей эры), №168 (XXV век до нашей эры), №186 (XXVII-XXVI век до нашей эры) найдены остатки колёсного транспорта. Эти погребения, как и все остальные погребения могильника, археологи относят к категории погребений элиты.

Погребение №32 является одним из наиболее древних погребений с двухколёсным транспортным средством в евразийской степи. Из-за своих конструктивных особенностей этот двухколёсный экипаж вполне мог служить прообразом боевой колесницы. Особое внимание учёных привлекла четырёхколёсная повозка погребения №168. У неё явно прослеживалось поворотное устройство, диаметр передних колёс был меньше, меньшая колея передних колёс, имелось вертикальное отверстие посредине передней оси. Основные принципы конструкция такого поворотного устройства используются до настоящего времени в гужевом транспорте. Помимо остатков колёсного транспорта в погребениях было обнаружено большое количество погребального инвентаря: посуда, украшения, оружие, предметы быта. Эпоху бронзового века в Большом Ипатовском кургане замыкают погребения, совершенные в неглубоких ямах в насыпи и материке со скорченными на боку скелетами. Эти могилы по инвентарю и деталям погребального обряда относятся к памятникам позднего бронзового века (XIV-IX век до нашей эры). Затем наступило долгое время, когда курган не использовался для погребений.

Утверждать, что в период с древних времён и до нового времени в Предкавказье царило безлюдье, было бы абсолютно неверным. По этой территории постоянно передвигались военизированные орды степняков-кочевников. Ранее других известны полумифические киммерийцы, а затем появились скифы, о которых повествует Геродот: «Кочевые скифы, жившие в Азии, перешли реку Аракс(Волгу?) и удалились в Киммерийскую землю, изгнали оттуда киммерийцев и устремились за ними, проникли в Азию и сокрушили державу мидян». Предкавказье после возвращения скифов из Азии становится плацдармом в их продвижении на запад в Северное Причерноморье. После них в степи Предкавказья проникают сарматы. Геродот запечатлел легенду об их происхождении от скифов с женщинами-воительницами – амазонками. По всей вероятности к этому его подвигли удерживавшиеся до I века до нашей эры пережитки матриархата у сармат – женщины участвовали в войнах наравне с мужчинами.

Самое известное погребение Большого Ипатовского кургана—погребение так называемой сарматской «принцессы», относится к III веку до нашей эры. «Принцессой» её назвали археологи из-за богатства погребения.

Раскопки этого погребения длились в течение 8 дней. В захоронении было обнаружено 80 предметов. Рост у девушки был примерно 160 см, облик – монголоидной расы. О том, что это была особа знатного рода, говорили лежащие рядом вещи. К вискам «принцессы» крепились когда-то две золотые подвески-колечки из тонкой проволоки. На шею погребённой была одета золотая пектораль, свитая из шести толстых полых трубок. На петельках к одному концу ее крепился замок из таких же трубочек. Обе руки погребенной украшали массивные золотые браслеты в шесть витков из сплошного металлического прута. Их окончания были оформлены в виде изображений хищников. На пальце левой руки – золотой перстень. Он был сделан из греческой монеты. Золотой перстень правой руки был проще. Когда-то он имел вставку – гелему, но в захоронении её не оказалось. Кисть правой руки была развернута вверх ладонью, на которой лежала деревянная чаша, обитая тонкой золотой фольгой. Здесь же был обнаружен в кожаных ножнах короткий скифский меч – акинак. Железо поржавело, но оружие сохранило свою форму. Навершие рукоятки имело серповидную форму, перекрестье напоминало брусок. На ножнах – золотая накладка. У окончания ножен лежала золотая пластина, а поблизости от перекрестья – золотые пуговки с дужками для их прикрепления. Это захоронение принадлежит к рангу редких по богатству могил степной знати до нашей эры. По весу золотых вещей оно входит в число самых значимых и обильных драгоценным металлом захоронений такого рода на юге Восточной Европы, по исторической ценности археологические находки бесценны.  Сейчас часть этих находок экспонируется в Государственном бюджетном учреждении культуры Ставропольского края «Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени  Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве» и основная часть хранится в ГУП «Наследие» министерства культуры Ставропольского края.

Сарматы властвовали в Предкавказье с III века до нашей эры до II века нашей эры. Ослабление сарматов связывают с войнами Рима на Кавказе. Сармат заместило могущественное военно-политическое объединение алан, которые вместе с гуннами и готами пронеслись по Европе и Северной Африке, участвовали в одном из разгромов Рима. Аланы, очевидно, представляли собою часть юго-восточной ветви сарматов: этнониму алан родственны такие, как роксаланы, аланорсы (А.В. Найденко). В Предкавказье аланы властвовали до 2-й половины VII века и были оттеснены из степей хазарами, которые образовали крупное полиэтническое государство – Хазарский каганат. Ставропольское плато являлось одним из провинциальных районов Хазарии. В 966 г. великий киевский князь Святослав разгромил столицу Хазарии Итиль, пройдя вдоль Каспия опустошил хазарские города, расположенные на Кавказе, затем поднялся от Азовского моря вверх по Дону к мощной хазарской крепости Саркел и разрушил её. После крушения Хазарии аланы расширяют северные границы и контролируют Терско-Кумские степи и Чёрные земли. Но из-за Каспия в конце XI – начале XII века начали своё передвижение половцы и кипчаки, которые вытеснили алан из степей. Археологические отличия между этими кочевниками практически неуловимы. Каменные изваяния («каменные бабы»), являющиеся классическими памятниками кипчаков и половцев, разбросаны по южнорусским и северокавказским степям. Учёные полагают, что граница распространения этих памятников, возможно, есть граница размежевания кипчаков и половцев. «Каменные бабы» были обнаружены и в окрестностях Ипатово, хранились в районном музее, а затем были переданы в краевой музей им. Прозрителева-Праве. Несмотря на взаимные территориальные претензии, аланы в союзе с половцами и кипчаками в XIII веке оказали жестокое сопротивление монголо-татарам. Однако в результате перехода кипчаков на сторону золотоордынцев были разбиты аланы, которые отступили в горы, а затем наступила очередь половцев. Со второй половины XIII века весь степной край входит в состав Золотой Орды. В составе Золотой Орды, как многоплеменном образовании были как тюркоязычные племена, например канглы и кипчаки, так и монголоязычные в прошлом найманы и другие. Происходит их смешение. Большую часть войска темника Ногая составляли кипчаки. Уже при жизни темника Ногая его воинов называли «ногайскими татарами». В конце XIV века, когда Золотая Орда стала приходить в упадок в результате междоусобиц и жесточайшего поражения на Кавказе от «железного хромца» – Тамерлана, из неё выделилась часть – войско темника Ногая. Это одна из версий происхождения этнонима «ногайцы». Ногайская орда распалась в середине XVI века на Большую и Малую орды. Кочевья Малой орды находились на территории Предкавказья и Приазовья. Кочевья Большой орды располагались за Волгой. В начале XVII века под натиском калмыков Большая орда утратила свои кочевья и в 1638 году, со смертью своего последнего правителя Каная, прекратила своё существование. В первой трети XVII века кочевья Малой орды располагались на территории, ограниченной нижним течением реки Кумы, Пятигорьем, средним течением реки Кубани и широтной линией между устьями Дона и Волги. Одной из главных ставок орды были развалины золотоордынского города Маджары (юго-восточная часть г. Буденновска). По мнению В.В. Трепавлова в конце XVI – первой трети XVII века численность населения орды составляла 200-300 тыс. человек.  Но в XVII- XVIII веках ногайцы вынуждены были менять своё место жительство, испытывая сильное давление со стороны калмыков, которым они некоторое время платили дань (Бларамберг, 1992). В этот период времени могущество калмыков значительно возросло и они контролировали степную часть ныне ставропольской территории.  Российское подданство калмыки приняли в первой половине XVIII века. Петром I калмыкам было предписано «не притеснять ногайцев…»

В 1822 году ногайские племена были разделены на 4 приставства. Территория, на которой сейчас расположен Ипатовский район, входила в состав Калаусо-Джембуйлуковского приставства. У ногайцев тех времён, так же как и у калмыков, и у туркмен, поселения были кочевыми, т.е. передвижными, и свои наименования они получали по имени улусного мурзы или первого богача поселения. Можно предполагать, что одно из ногайских кочевий и располагалось в непосредственной близости от кургана, где археологами было обнаружено ногайское кладбище, и называлось Чемрек. Но здесь стоит отметить, что ни одно из ногайских захоронений Большого Ипатовского кургана не было идентифицировано как ханское.

В ходе движения махаджирства в 50-60 годы XIX века более 40 тысяч ногайцев добровольно покинули территорию Ставрополья и уехали в Турцию. Осталась их незначительная часть.

Кавказ издавна считался воротами из Азии в Европу. Поэтому владычество над Кавказом имело геополитическое значение. С XVI века подвергались нападениям народы Кавказа со стороны Османской империи, Крымского ханства, Персии. Россия не могла допустить экспансии Турции и Персии (Ирана) на Кавказе. Для этого у неё были веские основания – многовековая проблема безопасности южных границ. Большую роль в освоении Кавказа сыграли русско-турецкие войны. В 1776 году Г.А. Потёмкиным на утверждение Екатерине II был представлен план укрепления линии, связывающей Азов и Моздок. Проект был принят и Высочайше утверждён 24 апреля 1777 г. Непосредственное исполнение его было возложено на астраханского губернатора Якоби.

Есть ли непосредственная связь между строительством Азово-Моздокской линии и основанием поселения Винодельное (Чемрек)? Прямой связи, как к примеру основание казачьих станиц при крепостях, конечно нет. Но здесь необходимо учитывать, что колонизация Кавказа начинается с казачьей колонизации, за которой последовало заселение Ставрополья государственными крестьянами. Существенным отличием в основании поселений являются цели, поставленные правительством: казачьи станицы – для охраны и обеспечения безопасности приграничной территории, селения – для заселения и хозяйственного освоения малозаселённой территории. Российское правительство понимало, что для закрепления и удержания новых земель военно-казачьей колонизации недостаточно. Необходимо было хозяйственное освоение земель Предкавказья. Поэтому вопрос заселения земель решается за счёт переселения сюда государственных крестьян из малоземельных губерний. Таким образом казённые крестьяне с помощью экономического освоения присоединённых земель закрепляли политическое господство России на этой территории. Процесс этот развивался очень быстро. Наиболее плодородные земли с благоприятными климатическими условиями к средине XIX века были уже заняты и сельские общины с большой неохотой выделяли земли вновь прибывшим. При выделении земли новоприбывшим уменьшался надел земли членов крестьянской общины. Были случаи, когда в результате этого у первопоселенцев наделы уменьшались почти вдвое. Новопоселенцев к сельским обществам не приписывали, в связи с чем им не выделялись земельные наделы. Таким образом образовалась особая категория поселенцев – иногородние. Многие из иногородних стали ремесленниками: плотниками, сапожниками, а многие шли в батраки к зажиточным крестьянам. Наибольшая плотность населения была на землях, расположенных вдоль Черкасского тракта. Царским правительством здесь преследовался чисто прагматический интерес – с минимальными затратами заселить почтовые и военные тракты и создать на Кавказе продовольственную базу для войск. При этом крестьяне этих поселений несли гужевые, постойные и дорожные повинности, т.е. содержали тракт.

Если Черкасский тракт изначально имел военное значение, то Царицынский тракт – экономическое. Это был торговый тракт, который проходил в окрестностях современного г. Ипатово. Вдоль Царицынского тракта необходимы были поселения, которые обеспечивали бы его содержание, безопасность передвижения торговых обозов и караванов. Характеристика земель территории современного Ипатовского района на тот период времени «…всеми-лостевейше пожалованные под кочевые калмык округ Большого и Малого улусов» была явно непрезентабельной – «…хозяйственная утилизация указанного района самою природой предназначена для кочевников с его скотом. К заселению не предназначена». Поселения калмыков, ногайцев и туркмен были кочевыми, т.е. временными. Возложить обязанности по содержанию тракта на кочующие ногайские и туркменские племена было нереально. К тому же торговые обозы и караваны зачастую подвергались грабежам именно со стороны кочевников.

Семьям государственных крестьян-переселенцев из Полтавской, Харьковской, Воронежской губерний были отведены земли для поселения у балки Теренгой. По данным А.И. Твалчрелидзе это было в 1860 году и поселение называлось Чемрек. А в 1880 г. оно переименовано в с. Винодельное. В справочнике «Административно-территориальное устройство Ставрополья с конца XVIII века по 1920 г.» (Комитет Ставропольского края по делам архивов, 2008 г.) в разделе «Список населённых местностей Ставропольской губернии» по данным на октябрь месяц 1859 г. (стр. 77-97) ни Винодельное, ни Чемрек не значатся. Не значатся они и в списке населённых мест Астраханской губернии» по данным на 1859 г. (Списки населённых мест Российской империи по данным 1859 г., т.II, Астраханская губерния, Центральный статистический комитет министерства внутренних дел, Санкт-Петербург,1861 г.)

Дата указа императора Николая I (1846 г.)  «О заселении дорог на калмыцких землях Астраханской губернии» не может считаться датой основания всех перечисленных в указе населённых пунктов, так как указ не был выполнен в полном объёме и целый ряд населённых пунктов в Астраханской губернии был «основан» только на бумаге. Об этом свидетельствует «Рапорт землемера Домнина Главному приставу калмыцкого народа Тагайчинову от 14.06.1850 о представлении планов, произведённой съёмки в 1849 году в Мало и Большедербетовских улусах на предмет наделения землёю станиц», в котором значится станица Винодельная. 27 мая 1860 года Ставропольской палатой государственных имуществ Главному попечителю калмыцкого народа направлено отношение за №4725 о пречислении существующих на калмыцких землях в пределах Ставропольской губернии станиц Дивная, Урожайная, Спасская, Величавая и предположенных к учреждению станиц Дербетовская, Винодельная и Предтеча в ведение Ставропольской губернии. В этом отношении указывается: «…. кроме того предположены к учреждению станицы Дербетовская, Винодельная и Предтеча, но имеют ли сии последния какое либо население сведений не имеется». В итоге: 1) границы земель для станицы Винодельная установлены в 1850 г., но в 1860 г. станица Винодельная только предположена к учреждению и сведений о населении в ней нет (надо понимать населения нет?). 2) Это Отношение, как архивный документ, опровергает данные А.И. Твалчрелидзе, что основанное в 1860 году поселение называлось Чемрек и в 1880 г. оно переименовано в с. Винодельное. И в рапорте землемера Домнина (1850 г.), и в Отношении Ставропольской палатой государственных имуществ (1860 г.) указана «станица Винодельная».

Согласно указу Александра II от 13 марта 1860 г. все поселения, расположенные на калмыцких землях Астраханской губернии, включая и станицу Винодельную, переданы из ведомства астраханского губернского управления в ведение ставропольского. В 1861 г. станицы из военного ведомства были переданы в ведомство гражданское, в связи с чем переданные станицы были переименованы в селения. В справочнике «Административно-территориальное устройство Ставрополья с конца XVIII века по 1920 г.» части 3 «Основные сведения о населённых пунктах» (стр. 299) приведены сведения: «Винодельное(Чемрек) — с. Пятигорского, Новогригорьевского, затем Благодарненского уезда. Основано в 1860 г. на балке Теренгой при реке Калаус. В указе Александра II от 13 марта 1860 г. значится как станица Ставропольского уезда, в архивных документах за 1861 г. – селение. В 1871 г. образована Виноделенская волость.»

По непроверенным данным, якобы ещё в 1852 г. у балки Теренгой поселился беглый крестьянин Киевской губернии по фамилии Диденко, о чём астраханскому губернатору докладывал пристав. На данный период времени документов, подтверждающих этот факт, не имеется.

О наличии более ранних поселенцев в этом месте история умалчивает. Различные версии о более ранних периодах основания поселения могут рассматриваться не более, чем версии. Поэтому 1860 год является официальной датой основания поселения.